Главная
/ Методическая копилка
/ Публикация 10
Проектная деятельность как инструмент наставничества в рамках «Школы профессионального роста»
Форум современных практик учреждений внесемейного воспитания
13-15 декабря 2023 г.
Тема Форума: Наставничество как ведущий тип педагогической деятельности в учреждениях внесемейного воспитания
IV площадка: «Мастерская наставников»
Выступающий: Вашлаева Марина Александровна, воспитатель КГКУ «Шушенский детский дом»
Тема выступления: Проектная деятельность как инструмент наставничества в рамках «Школы профессионального роста»
Перед учреждениями внесемейного воспитания ставится ряд задач, но основная – чтобы воспитанник детского дома был человеком с активной жизненной позицией. Не пассивный зритель, равнодушный слушатель, благополучатель, а именно активный деятель! Следовательно, чтобы решить эту задачу, учреждениям внесемейного воспитания нужны педагоги, владеющие такими способами работы, такими технологиями, которые могли бы наших воспитанников, большинству из которых ничего не надо, подвинуть к деятельности.
Мы осознаем, что не каждый воспитатель соответствует данному запросу. Ни один педагогический вуз или колледж не готовит педагогов по специальности «воспитатель детского дома». Следовательно, даже если в детский дом приходит педагог, отработавший в системе образования 3-5 лет и более, он, прежде всего, учитель школы либо воспитатель детского сада. Поэтому, каждый педагог, приходящий в детский дом, будет испытывать трудности, в первую очередь связанные со спецификой нашей деятельности.
Проанализировав затруднения начинающих воспитателей, были выявлены трудности (профессиональные деформации):
- не учитывают психологические особенности детей и подростков, воспитывающихся в условиях детского дома;
- не понимают значимость ведения документации воспитателя детского дома
- испытывают затруднения в разработке рабочих программ воспитания, ИПРиЖ, проектов…
- не владеют способами, методами и технологиями:
- воспитания «трудных подростков» (образовательная экспедиция, метод проектов, кейс-метод и др.);
- наставничества.
Мы пришли к такому выводу, что для устранения этих трудностей нам необходимо:
а) организовать работу по ликвидации выявленных затруднений воспитателей;
б) обозначить место и время, где будет проводиться данная работа;
в) определить людей, которые будут эту работу осуществлять.
Воспитателю, начинающему свою деятельность в детском доме, необходима профессиональная помощь наставника в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей, в процессе адаптации и поиске своего места в педагогическом коллективе. Так возникла потребность создания «Школы профессионального роста» воспитателей КГКУ «Шушенский детский дом» (ШПР).
Цель деятельности ШПР – Повышение профессиональных компетенций для становления субъектной позиции воспитателя детского дома в отношении своей педагогической деятельности.
Задачи:
- разработать и реализовать Программу Школы профессионального роста;
- выявить потенциальные возможности и профессиональные дефициты начинающих воспитателей;
- проводить мониторинг использования воспитателями новых инструментов деятельности.
Ожидаемый результат:
- Сокращение времени на социализацию/социальную адаптацию начинающего воспитателя в новой профессиональной среде;
- Повышение профессионального мастерства начинающих воспитателей, развитие профессиональных инициатив и активности;
- Увеличение доли воспитателей, вовлеченных в процесс наставничества. Ожидаемый эффект: успешное закрепление воспитателя в учреждении.
Анализ деятельности воспитателей КГКУ «Шушенский детский дом» показал, что есть категория воспитателей, кто владеет технологиями деятельностного подхода. Следовательно, они могут быть наставниками. Это профессиональная команда – те, кто помогает начинающему воспитателю: проводят групповые и индивидуальные консультации, поддерживают в различных ситуациях, радуются достижениям начинающих воспитателей.
Проведение самодиагностики профессиональных компетенций педагогов показало, что есть педагоги, испытывающие те или иные затруднения с использованием в своей деятельности педагогических технологий деятельностного подхода и желающие повысить свои знания в этом направлении. Тем самым, оформилась группа наставляемых.
Учитывая запросы наставляемых, образовались группы:
- наставник – наставляемые (групповое наставничество) и
- Наставник – наставляемый (индивидуальное наставничество).
Программа ШПР состоит из ряда модулей. Представленная модель является открытой, то есть может дополняться новыми структурными компонентами — временными или постоянными.
Основные из них, обязательные, это:
знакомство с нормативно-правовой базой учреждения;
- работа с документацией воспитателя;
- планирование и организация воспитательной работы в группе.
- Модуль Психолого-педагогический:
- Психологическая поддержка воспитателей, семинары, тренинги, проводимые психологами, индивидуальные консультации по запросу.
- Обучение современным формам педагогической деятельности (технология организации проектной деятельности, образовательная экспедиция, кейс- метод и др.)
- Воспитатели проводят открытые занятия по новым формам.
Проведена подготовка нормативной базы:
- Положение о ШПР;
- Программа ШПР;
- Приказ о назначении наставников;
- Информационный лист наставника;
- Согласие педагога на закрепление за ним наставника;
- План работы ШПР.
Кроме нормативной базы Школа профессионального роста имеет Организационно-методические ресурсы – это сетевое пространство детского дома, где находятся личные кабинеты наставников (здесь можно оперативно, не дожидаясь очередного заседания, получить совет):
- библиотека (в ней собрана вся информация о психологических особенностях детей и подростков, воспитывающихся в детском доме, ссылки на полезные статьи, материалы, документы);
- МБУ «Шушенский ИМЦ» (Совет наставников) – если у нас не хватает своего ресурса, мы обращаемся за помощью к Совету наставников в Информационно-методический центр при Управлении образования Шушенского района.
Направление работы ШПР: Организация проектной деятельности с воспитанниками детского дома.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу общества.
Цель деятельности наставника: Развитие проектной компетенции воспитателя детского дома.
Задачи:
- Познакомить с технологией проектирования.
- Составить индивидуальный образовательный маршрут воспитателей по освоению технологии проектирования.
- Оказывать воспитателям методическую поддержку в ходе подготовки их воспитанников к участию в конкурсах разного уровня.
Ожидаемые результаты:
? Высокий уровень включенности воспитателей в проектную деятельность, развитие личностного, творческого и педагогического потенциала наставляемых.
? Конкурсные достижения воспитанников.
? Решение проблем между детьми группы - сплочение детско-взрослого коллектива, личностный рост и формирование активной жизненной позиции воспитанников.
Алгоритмы работы:
1. Классический алгоритм подходит для воспитателей без опыта написания проектов. Этапы:
- Объяснение;
- Демонстрация;
- Имитация действия (проба, тренировка);
- Экспертиза пробы;
- Реализация проекта;
- Участие в конкурсе проектов.
2. Экспресс алгоритм разработан для воспитателей, имеющих опыт написания проектов в детском саду или школе. Этапы:
- Разработка проекта (наставник – консультирует);
- Экспертиза;
- Реализация проекта;
- Участие в конкурсе проектов.
План работы наставника с наставляемым по классическому алгоритму
(индивидуальный образовательный маршрут)
Наставник |
Наставляемый |
Результат |
Выявляет мотивы и образовательные дефициты наставляемого. |
Выявление сильных и слабых сторон в рамках проектной деятельности. |
Выявлены дефициты. |
Знакомит с технологией проектирования. |
Ознакомлен с технологией. |
Есть понимание по написанию проекта. Делает пробу. |
Консультирование(оказание помощи в постановке цели, задач). |
Корректировка цели. Задач. |
Консультация получена. |
Организует практическую помощь в организации проекта наставляемого. |
Реализация своего проекта. |
Деятельность в рамках проекта. |
Организация участия в конкурсе проектов на уровне детского дома. |
Презентация проекта в детском доме. |
Готовый продукт. Участие в конкурсе. |
Анализ. |
Проанализирована и зафиксирована информация о своих успехах. Удовлетворенность участием в работе модуля ШПР. |
Портфолио наставляемого. Методическая копилка наставляемого пополнена. |
Организация участия в конкурсе проектов «Территория Красноярский край». |
Защита проекта на конкурсе «Территория Красноярский край». |
Участие в краевом конкурсе. |
Вывод: Анализируя работу наставника с начинающими воспитателями, можно с уверенностью сказать, что именно наставничество стимулирует их в самосовершенствовании, способствует профессиональной и личностной самореализации. Мы убедились в том, что использование в детском доме системы наставничества позволяет начинающему воспитателю преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Воспитателем детского дома.